Категория: Статьи
Год: 2016


Скачать

650

Обзор

Автор Айдын Жунисханов

Непосредственным поводом для написания данного раздела послужило недавнее открытие на юго-востоке Казахстана серии замечательных петроглифов и клановых знаков (тамга), принадлежность которых номадам, участвовавшим в последние века до нашей эры в овладении оазисами Средней Азии и дальнейшем продвижении к западным пределам евразийских степей, представляется очевидной.
Своеобразные изображения знаков, впервые обнаруженные в этой части Центральной Азии, хорошо знакомы по нумизматическим и иным памятникам, рассеянным на огромном пространстве далеко к западу от Семиречья – от Приаралья (Хорезм) и Прикаспия (Устюрт и Мангистау) до Северного Причерноморья. Сопутствующие тамгам художественные образы – изображения людей, дикой фауны и фантастических существ – также самобытны и узнаваемы. Практически весь бестиарий находит точные аналогии в анималистическом искусстве древних кочевников восточных областей Центральной Азии – в изделиях из металла, кости, дерева и войлока. Причем репертуар петроглифов обогащен оригинальными образами и сюжетами, которым трудно отыскать аналогии. Ценность найденных гравюр состоит в том, что известные геральдические знаки здесь впервые предстают в составе выразительного изобразительного комплекса, происхождение которого и последующие проявления благодаря этому обстоятельству могут рассматриваться в русле освещаемой письменными источниками истории.
Первая публикация, посвященная новым открытиям [Rogozhinskii, Yatsenko, 2015], была подготовлена автором совместно с С. А. Яценко, которому принадлежит этнополитическая идентификация знаков-тамг, а также историко-культурная интерпретация изобразительного комплекса как «постсакского стиля». В настоящем разделе ставится задача развернутой характеристики выявленного комплекса петроглифов, детальное изучение которого еще предстоит.