Войти Регистрация

Вход на сайт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Регистрация

Поля со звёздочкой (*) обязательно должны быть заполнены.
Имя *
Логин *
Пароль *
Подтверждение пароля *
Email *
Подтверждение email *
Категория: Статьи
Год: 2002


Скачать

245

Обзор

Автор Айдын Жунисханов

Досымбаева А. М. Образ женщины в монументальном искусстве тюрков средневекового Казахстана // Известия НАН РК Серия общественных наук, 2002., №1., С. 75-91.



Расцвет культуры кочевников эпохи средневековья в степной части Центральной Азии выразился и в монументальном искусстве тюрков. Возможно, именно оно является одной из самых ярких страниц, иллюстрирующих мировоззренческие представления кочевников, стремившихся подчеркнуть свое миропонимание и выделить духовность в системе ценностей оседлого населения. Общая тенденция развития культурно-исторического процесса кочевой культуры средневековья Центральноазиатского региона на казахстанском участке имела собственное лицо с характерными только для нее чертами. Большое количество каменных изваяний известно и изучено по всей территории обитания тюрков. Как правило, исследователи отмечают, что героем, изваянным в камне, является мужчина, олицетворяющий воинственного, героизированного предка.
Изваянный в камне женский образ, распространенный в степной полосе Евразии, вначале на казахстанском участке и впоследствии в южнорусских степях в монументальной скульптуре половцев, является особенностью культуры тюрков западного крыла, в целом единого центральноазиатского историко-культурного комплекса средневековых кочевых тюрков. Эта же особенность мемориальных памятников как характерная черта культуры западных тюрков, совместно с другим типом изваяний, в руке которых изображена птица, отмечена и Я. А. Шером.