Категория: Статьи
Год: 2016


Скачать

586

Обзор

Автор Айдын Жунисханов

М. К. Хабдулина Раннемусульманские погребения некрополя городища Бозок //Диалог городской и степной культур на Евразийском пространстве. Историческая география Золотой Орды. Материалы Седьмой Международной конференции, посвящённой памяти Г.А. Фёдорова-Давыдова. // Казань; Ялта; Кишинёв: 2016. 310 с. ISBN 978-9975-3148-4-8


Природно-ландшафтная неоднородность территории Казахстана, включающего степь, пустыню, полупустыню, предгорные равнины Тянь-Шаня, определяет основное содержание протекавших здесь историко-культурных процессов. Эти процессы, обусловленные взаимодействием, контактами и взаимовлиянием мира степных кочевых культур и оседлых земледельческих оазисов. Поэтому традиционным направлением казахстанской археологии является параллельное изучение кочевой и оседлой культур. Два мира рассматриваются как части единой системы, дополняющие друг друга. Археология средневековой городской культуры оформилась в ведущий раздел археологии Казахстана во второй половине ХХ века.
В результате крупномасштабных планомерных археологических работ открыты и исследованы многочисленные города Великого шелкового пути. В настоящее время можно сказать, что средневековая археология юга Казахстана и Семиречья является одной из наиболее изученных в регионе Центральной Азии. В отличие от достижений средневековой городской археологии земледельческих оазисов, изучение оседлой культуры степного Казахстана заметно отстает. Первая систематизация средневековых материалов Центрального Казахстана была сделана А. Х. Маргуланом еще в середине ХХ в. (Маргулан 1950). В последние десятилетия начались целенаправленные поиски и раскопки оседлых памятников Восточного Дашт-и Кипчака. Кчислу новых памятников относится городище Жайык, расположенное в Западном Казахстане, на р. Урал. Материалы раскопок датируют город XIII—XIV вв. (Байпаков и др. 2005). Этот памятник подтверждает сведения письменных источников о росте численности городов в золотоордынское время.
Появились первые сведения о средневековых городах — ставках, открытых в Восточном Казахстане. Опубликованы материалы раскопок средневекового памятника, известного с XVIII в. под названием «Калбасунская башня» (Смагулов 2012). Раскопки археологического комплекса Калбасунская башня проводились в 2001-2005 гг. Памятник датирован XIV—XV вв. К этому же времени относится комплекс Аулиеколь в Казахстанском Прииртышье, состоящий из поселения, некрополя и примыкающей к ним ирригационной системы (Смагулов 2012: 113).
На всех этих объектах открыты и исследуются жилища, усадьбы, мусульманские погребения, мавзолеи из жженого кирпича. В декоре фасадов и надгробий использованы поливные плитки, майолики с растительным и геометрическим узором. По строительно-архитектурным приемам и композиции мавзолеи датируются XIV—XV вв. К этому времени относится расцвет культового зодчества в Степи. Одним из масштабно исследованных средневековых объектов является городище Бозок, расположенное на окраине современной столицы Казахстана — г. Астаны. Бозок находится в левой пойменной долине р. Ишим. Площадь памятника с примыкающей агроирригационной планировкой составляет 40 га.
Городище Бозок состоит из разновременных объектов: оборонных, жилых, производственных, культовых, возникших в период VIII—XV (XVI) вв. До X—XII вв. эта территория использовалась как поселение-ставка, культовый центр древнетюркской эпохи (Хабдулина 2010). В золотоордынский период XIII—XIV вв. на заброшенных руинах строений предшествующего времени формируется мусульманский некрополь, строятся мавзолеи, кирпичеобжигательные печи.
Всего на городище Бозок открыто 70 погребений. По погребальному обряду они делятся на две группы: первая (8) — языческие с вещами, датируются XIII—XIV вв.; вторая – мусульманские погребения (62). Среди них есть захоронения с вещами и ритуальной пищей, но преобладают погребения, совершенные по требованиям ислама (Халикова 1986: 44). Мусульманские погребения (62) топографически локализуются в трех местах городища Бозок: на центральной межквартальной площадке (раскоп I), на западном валу северного квартала (раскоп II) и возле руин крупного мавзолея, расположенного в 80 м южнее трех градообразующих кварталов (раскоп III). Единично детские погребения (2) и одно взрослое обнаружены в валу восточной стороны северного квартала. Отдельно от всех построена прямоугольная оградка из сырцового кирпича, содержавшая 4 могилы. Оградка расположена на раскопе IV рядом с руинами жилищ-землянок.
Наиболее элитарной и ранней территорией мусульманских погребений является централь- ная межквартальная площадка, специально подсыпанная и поднятая в высоту на 2 м. На ее поверхности (60 × 14 м) визуальнофиксируются основания двух кирпичных мавзолеев, 7 погре- бальных сооруженийв виде круглыхиовальных ровиков, ограждающих пространство вокруг могильных ям. Кроме погребений с наземны- ми конструкциями обнаружены грунтовые мо- гилы, ничем на поверхности не обозначенные. Рядом с мавзолеями исследована кирпичеобжи- гательная печь. Всего на центральной площадке раскопано 17 могил, 4 из них — детские. Мусульманские захоронения представлены простыми грунтовыми могилами и конструк- циями, имеющими наземную часть. Наземная архитектура двух типов: бескупольные соору- жения (оградки-хазиры) и мавзолеи. К беску- польным мемориалам отнесены могилы, окру- женные ровиками. Внешние размеры ровиков от 4,5 × 3,7 до 7,5 × 5,3 м. Первоначальная кон- струкция наземной части этих погребальных сооружений не сохранилась. Можно сказать, что зафиксированы только фундаменты наземных строений в виде ровиков шириной 0,4—0,5 м, глубиной от 0,2 до 0,67 м. Ровики заполнены фрагментами жженых и сырцовых кирпичей, некоторые содержали однородный илистый грунт, похожий на специ- альную заливку. Наземная часть этих сооруже- ний имела, вероятно, вид оградок, которые вму- сульманском погребальном обряде назывались хазира (Маньковская 1990: 115).
По мнению исследователей, они появляются в начальный период формирования мусульманской погребальной практики и принадлежат особому течению ислама, сторонники которого придерживались запрета на строительство мавзолеев. Оградки (хазиры) сохранились до настоящего времени у казахов в виде надмогильных сооружений «тортқүлақов». Оградки городища Бозок сконцентрированы на центральной межквартальной площадке с которой, видимо, и началось формирование мусульманского некрополя в конце XIII – начале XIV вв. По планировке наземных конструкций центральной площадки видно, что погребальные сооружения пристраивались в течение длительного времени. Часть из них оказалась перекрыта более поздними оградками, следовательно, их наземные конструкции уже не были видны. Погребения в оградках выдержаны в рамках требований мусульманского обряда, характеризуются разнообразием внутримогильных конструкций: подбои, заплечики, деревянные накаты на уровне дневной поверхности, двускатные своды из трех рядов прямоугольных сырцовых кирпичей в придонной части могилы. Общим признаком является обращение лица на юг, в сторону Мекки. В то же время сохраняются и языческие традиции. В двух погребениях обнаружены фрагменты ткани от одежды, в одном неполный скелет овцы, обломок чугунного котла. Как известно, формирование мусульманских некрополей зачастую связано с местом погребения «родоначальника» или особого духовного лица, много сделавшего для утверждения ислама и получившего статус «святого».
Среди культовых памятников некрополя Бозок тщательностью постройки, использованием резной терракоты выделяется мавзолей № 1. Он стоит в центре межквартальной площадки. Возможно, мавзолей принадлежит особой личности, сы- гравшей значительную роль в распространении ислама в этом регионе. И с этого мавзолея начинается история мусульманского некрополя городища Бозок. Человек, погребенный в нем, был сопровожден предметами вооружения и конской узды. Для постройки мавзолея была сооружена кирпичеобжигательная печь, рас- положенная в 7 м западнее. О том, что эта площадка была самой ранней, свидетельствуют несколько косвенных данных: 1) расположение только здесь наземных кон- струкций, от стен которых остались ровики; 2) «заселение» площадки продолжалось в те- чение длительного отрезка времени. Об этом свидетельствуют факты взаимоналожения могил и их наземных конструкций; 3) еще один довод в пользу возможной постройки мавзолея № 1 в конце XIII в. — это использование жженого кирпича в интерьере жилищ, в обкладке стенок суфы, в конструкции печи. Установлено, что жилища к концу XIII в. были уже заброшены. Из этого следует, что кирпичный мавзолей в XIII в. был уже возведен. Некрополь городища Бозок – первый средневековый культовый объект степной зоны Казахстана, позволяющий на конкретномархео- логическом материале проследить особенности и масштабы исламизации глубинных степных регионов Восточного Дашт-и Кипчака.
Байпаков и др. 2005: Байпаков К. М., Смагулов Е., Ахатов Г. 2005. Средневековое городище Жайык. Алматы: Кредо.
Маньковская Л. Ю. 1990. Хазира — комплексы Средней Азии. В: Литвинский Б. А. (ред.). Культурные связи народов Средней Азии и Кавказа. Древность и средневековье. Москва: Наука, 115—124.
Маргулан А. Х. 1950. Из истории городов и строительного искусства древнего Казахстана. Алма-Ата: АН КазССР.
Смагулов Т. Н. 2012. Калбасунская башня. Алматы: Хикари. Хабдулина М. К. 2010. Бозок как древнетюркский культовый центр на реке Ишим. В: Кумеков Б. Е. (ред.). Казахстан и Евразия сквозь века: история, археология, культурное наследие. Алматы: Археологическая экспертиза, 177—189.
Халикова Е. А. 1986. Мусульманские некрополи Волжской Булгарии X — начала XIII в. Казань: Казанский государственный университет.