423

Обзор

Автор Айдын Жунисханов

Джумабекова Г.С., Базарбаева Г.А. Искусство саков Казахстана // Золото властелинов Казахских степей. Совместный каталог Республики Корея и РеспубликиКказахстан. Астана/Сеул. 2018. С. 494-535.

Введение
Искусство звериного стиля – один из критериев культуры ранних кочевников. Обширная зона степей и горных долин Евразии заполнена степными стражами – курганами. При их исследовании перед нами предстает загадочный мир конных воинов, Хищники, травоядные животные, птицы, фантастические существа. Декор одежды, головных уборов, предметов вооружения, конского снаряжения, посуды. Золото, бронза, железо, войлок, кожа, ткани, камень. На нас глядят гордо парящие орлы, свирепые хищники, обреченные травоядные животные; одиночные изображения, сложные композиции, сцены наполненные экспрессией и драматизмом. Все это содержит в себе скрытый смысл, тайну, которую мы никогда до конца не разгадаем. Мы можем представить умелых воинов, мужественных и мудрых предводителей в их неповторимом обличии: в величественных головных уборах, с кинжалами с отблесками золотых орлов и волков, со стремительными оленями на колчанах и с чуткими и грациозными барсами на щитах. Свет нетленного золота тяжеловесного боевого пояса и легкость ажурных кошек на контрастном фоне одежды. Красиво, впечатляет, удивляет. «Дикие» кочевники в бескрайнем просторе Степи. Такие же стремительные, сильные, грациозные. Но никогда мы не сможем разгадать это искусство до конца, прочесть. Прочесть, потому что искусство – это знаковая система, определенный язык, передающий содержание этих образов, сюжетов, сцен.
Можно выявить влияние искусства соседних земледельческих государств, определить стиль и художественные приемы, линию их развития. Но искусство звериного стиля – это нечто большее. Оно отражает социальную стратификацию общества, культурно–исторические связи, картину мира, эстетические идеалы, представления о красоте.
Памятники культуры саков в Казахстане зафиксированы в Жетысу, Сарыарке, Казахском Алтае, Южном Приаралье и частично в Южном Казахстане (Кайтпас). Если для Сарыарки и Казахского Алтая существуют дефиниции для определения хронологического периода – тасмолинская, майемерская и пазырыкская культуры, то синхронные этапы этих явлений для Жетысу, Южного Приаралья и юга Казахстана не имеют специальных определений.
Тасмолинская и майемерская культуры – явления одного хронологического горизонта. В настоящее время период бытования Тасмолы замыкается пределом с VIII по V вв. до н.э., что доказывается серией результатов 14С анализа (Beisenov А. et al., 2016).
Памятники пазырыкской культуры Казахского Алтая датируются IV–III вв. до н.э. (Самашев З., 2011).