Нет обложки
Категория: Статьи


Скачать

189

Обзор

Автор Айдын Жунисханов

А.К. Акишев Идеология саков Семиречья (по материалам кургана Иссык). // Ранние кочевники. / КСИА. Вып. 154. М.: 1978. С. 39-48.
Костюм и атрибуты вождя, погребённого под курганом Иссык (в 50 км и востоку от Алма-Аты), [1] представляют редкую возможность изучения религиозно-мифологической концепции саков Семиречья. Иссыкские материалы поясняют название и семантику многочисленных культовых предметов сако-усуньского времени, случайно найденных в Тянь-Шане.
При выделении образов искусства саков Семиречья мы учитывали, что понятие «декоративно-прикладной» по отношению к скифо-сибирскому звериному стилю может быть принято только условно. Оно взято из современной морфологии искусств. В своё время звериный стиль был универсальным видом искусства, вторгавшегося во все сферы жизни. Образный строй искусства звериного стиля находился в соответствии со спецификой древнего мифологического мышления. Для такого мышления характерны образность, ассоциативность, устойчивость образов в памяти, генерализация. В мифологическом сознании языковые тропы оживали, персонифицировались и воспринимались как феномены, независимые от сознания.
Полагая, что саки Семиречья относились к индоевропейским народам, при анализе семантики их искусства мы привлекали в основном индоиранские мифологические и иконографические параллели. Учитывались материалы изоморфные и стадиально близкие. Данная статья, естественно, не претендует на подробное освещение множества проблем истории саков, которые возникли в связи с открытием кургана Иссык. По сути дела, это краткие тезисы исследования, в которых эмпирический материал сведён до минимума.