Категория: Рецензии
Год: 2015

1423

Обзор

Полидович Ю.Б. ИНЕЙ ВРЕМЕНИ, СТАВШИЙ ЖИВИТЕЛЬНОЙ ВЛАГОЙ В РУКАХ МАСТЕРОВ (рецензия на книгу Г.С. Жумабековой, Г.А. Базарбаевой и А. Онгара «Есiк. Иссык. Esik». – Алматы, 2011. Отв. ред. А. З. Бейсенов) // Сакская культура Сарыарки в контексте изучения этносоциокультурных процессов Cтепной Евразии. Сборник научных статей, посвященный памяти археолога К. А. Акишева. – Алматы: НИЦИА «Бегазы-Тасмола», 2015. С. 231-233.


Более 40 лет назад, в 1969-1970 годах, произошло событие, ставшее поворотным в археологии Казахстана – недалеко от Алматы был раскопан сакский царский курган Иссык. Работы проводились под руководством и при непосредственном участии Кималя Акишевича Акишева. Изучение сакских древностей к тому времени уже насчитывало не одно десятилетие, но столь масштабный по находкам памятник был раскопан впервые. Наиболее впечатляющими были остатки костюма погребенного, состоявшие из большого количества золотых украшений. Костюм был настолько потрясающим своим богатством, что достаточно быстро появилось условное название – «золотой человек» (алтын адам), с годами не только прочно закрепившееся за иссыкской находкой, но и ставшее нарицательным как в казахстанской, так и в российской (Шульга П.И., 2003, с. 67-70) археологии.
Обработка материалов, полученных во время раскопок кургана Иссык, заняла несколько лет и вот в 1978 г. свет увидело монографическое исследование К.А. Акишева «Курган Иссык. Искусство саков Казахстана» (Акишев К.А., 1978). То, что издание было осуществлено в Москве, лишний раз подчеркивало не только республиканскую, но и всесоюзную и даже мировую значимость находок. Монография вышла в издательстве «Искусство», став не только интересным и значимым научным изданием, но и великолепным художественным альбомом с качественно выполненными фотографиями. С тех пор прошло уже 35 лет. К.А. Акишевым и А.К. Акишевым материалам кургана Иссык были посвящены многие статьи и большие пассажи в монографиях (Акишев К.А., 1994; 1995; 2001; Акишев А.К., 1975; 1978; 1981; 1984; Акишев К.А., Акишев А.К., 1980; 1981; 1982; 1986). Конечно же, обращались к ним и многие другие авторы. Своей жизнью жил и иссыкский «золотой человек» – музейное экспонирование, выставки по всему миру, многочисленные репродукции, а в годы независимости алтын адам стал одним из важных и узнаваемых символов Казахстана.
Конечно же, с ростом популярности образа иссыкского «золотого человека» вокруг него начали возникать различные легенды, а другие находки из кургана, не менее важные и значимые, и вовсе ушли далеко на задний план. В последнее десятилетие все более очевидной стала необходимость переиздания комплекса. Отчасти эта задача была решена при подготовке в 2004 г. замечательного альбома «Сокровища сакских вождей» (Самашев З., Толеубаев А., Джумабекова Г., 2004) и вот в 2011 г. появилось полномасштабное издание, выполненное Г.С. Жумабековой, Г.А. Базарбаевой и А. Онгаром (Жумабекова Г., Базарбаева Г., Онгар А., 2011), которому и посвящена данная рецензия.
«Есiк. Иссык. Esik» – необычная книга, трудно найти ей какой-либо аналог. Это и альбом, насыщенный большим количеством качественно выполненных и грамотно поданных фотографий. Это и научно-популярное издание, в котором доступно рассказывается и об истории находок, и о самом комплексе, и о найденных в нем предметах. А использование текстов на трех языках – казахском, русском и английском – значительно расширяет возможную читательскую аудиторию. Это и научная монография, в которой авторы, известные далеко за пределами Казахстана современные исследователи сакской культуры, излагают свое видение на публикуемые материалы. Это и своеобразная дань памяти, отданная исследователями современности «самоотверженному труду исследователей кургана Иссык» (с. 89)1.
Важной частью книги является предисловие (с. 96-101), посвященное истории исследования кургана Иссык, рассказанной одним из главных участников событий 40-летней давности Бекмуханбетом (Бекеном) Нурмуханбетовым. Это относительно краткий, но живой и оттого по-особому волнующий рассказ. И предисловие задает необычный настрой всей книге, позволяющий читателю эмоционально проникнуть в материал, увидеть за ослепляющим блеском золота Человека. С одной стороны, это оставшийся безымянным сакский воин, который еще при жизни своими деяниями заслужил столь великий почет, что его погребли с большими почестями в грандиозном кургане, а с другой стороны, это ученые-археологи своим трудом и талантом возродившие к жизни целую главу древней истории и культуры Казахстана.
Поэтически озаглавленные разделы книги постепенно раскрывают перед читателями историю изучения кургана Иссык. Каждый шаг в этом направлении был связан с конкретными именами исследователей: полевые исследования кургана Иссык и погребения сакского воина (первый раздел «Иней времени» (с. 104-107)) –
Кималя Акишевича Акишева и Бекмуханбета Нурмуханбетова; реставрационные работы, воссоздание костюма «золотого человека» (второй раздел «Тепло рук мастера» (с. 108-109)) – Кималя Акишевича Акишева и Владимира Ивановича Садомскова; интерпретация находок и проникновение на ее основе в глубины сакской культуры и мифологии (третий раздел «Это песни утраченной слепок...» (с. 112-113)) – Алишера Кимальевича Акишева.
Четвертый раздел «Кто создает, и кто несет «шлейф истории» (с. 114-115) посвящен музею под открытым небом на месте раскопок кургана Иссык. Официальное название музея – РГКП «Государственный историко-культурный заповедник – музей “Иссык”», директор Гульмира Раиловна Мухтарова. Авторы с благодарностью вспоминают тех, кто имел отношение к созданию этого музея и кто своим каждодневным трудом обеспечивает его работу и, в первую очередь, – главного инициатора создания музея старейшего казахстанского археолога Бекена Нурмуханбетова, «Бекена ага, вложившего в свое детище всю душу» (с. 115). Этот музей – необычное явление. Ведь это не музеефикация раскопанного памятника, а увековечивание места, где находился выдающийся памятник сакской эпохи. Кроме того, значение музея состоит еще и в том, что тем самым были взяты под его защиту иссыкские курганы, оставшиеся нераскопанными.
Особое место в книге занимает завершающий пятый раздел «В лица вещей смотреть…», наиболее объемный по содержанию и насыщенный по информации (с. 118-161). Авторы, привлекая многочисленные аналогии, в первую очередь из новых раскопок в Казахстане, Алтае, Тыве и других регионах, анализируют иссыкские материалы и представляют обширный срез сакской культуры. Ключевое место занимают рассуждения о главных зооморфных образах, украшавших костюм и оружие: птицах, оленях, конях, хищниках. Дается реконструкция социально-потестарного устройства общества древних номадов и элементы их мировоззрения. И хотя авторы постоянно ссылаются на работы К.А. Акишева и А.К. Акишева, но, по сути, они представляют новый этап в осмыслении иссыкских материалов. Заданный объем и жанр научно-популярной книги, безусловно, сдерживал Г.С. Жумабекову, Г.А. Базарбаеву и А. Онгара в написании пятого раздела. Остается лишь пожелать авторам продолжить работу в этом направлении.
Подводя итог, хотелось бы сказать, что рецензируемая книга – замечательный подарок всем заинтересованным читателям, преподнесенный в канун 90-летия выдающегося археолога и патриарха казахстанской археологии Кималя Акишевича Акишева, памяти которого она и посвящена. И поэтому уместным будет еще раз процитировать слова Меиз Канышевны Сатпаевой: «Кималь был особенным человеком – человеком Чести, бескомпромиссной честности, Больших основательных Знаний. Он любил Степь – любил свой Казахстан. Ему были чужды жизненная суета, мелкие карьерные устремления. Он жил в другом Большом Мире, где время исчисляется веками, где приходят и уходят в Вечность целые народы. И в этом движении Миров он стремился разглядеть пути своего народа, познать законы Степи и ее обитателей» (с. 109). И не случайно именно таким людям Небо открывает завесу тайн прошлого.

Список литературы

Акишев А.К. Семантика и функции искусства «звериного стиля» саков Семиречья // Ранние кочевники Средней Азии и Казахстана. – Л., 1975. – С. 39-48.
Акишев А.К. Идеология саков Семиречья (по материалам кургана Иссык) // КСИА. – 1978. – Вып. 154. – С. 39-48.
Акишев А.К. Костюм «золотого человека» и проблема катафрактария // Военное дело древних племен Сибири и Центральной Азии. – Новосибирск: Наука, 1981. – С. 54-64.
Акишев А.К. Искусство и мифология саков. – Алма-Ата: Наука, 1984. – 176 с.
Акишев К.А. Курган Иссык. Искусство саков Казахстана. – М.: Искусство, 1978. – 132 с.
Акишев К.А. Феномен элитарных курганов Северного Тянь-Шаня // Элитные курганы степей Евразии в скифо-сарматскую эпоху. – СПб., 1994. – С. 8-11.
Акишев К. К генезису традиционной культуры казахов // Культура кочевников на рубеже веков (XIX-XX, XX-XXI вв.): проблемы генезиса и трансформации: матер. междунар. конф. (Алматы, 5-7 июня 1995 г.). – Алматы, 1995. – С. 26-31.
Акишев К.А. Иссыкское письмо и руническая письменность // Древнетюркская цивилизация: памятники письменности. – Алматы: Ғылым, 2001. – С. 389-394.
Акишев К.А., Акишев А.К. Происхождение и семантика иссыкского головного убора // Археологические исследования древнего и средневекового Казахстана. – Алма-Ата, 1980. – С. 14-31.
Акишев К.А., Акишев А.К. К интерпретации символики иссыкского погребального обряда // Культура и искусство древнего Хорезма. – М.: Наука, 1981. – С. 144-154.
Акишев К.А., Акишев А.К. Искусство саков Семиречья // Наука и человечество: международный ежегодник. – М.: Знание, 1982. – С. 89-98.
Акишев К.А., Акишев А.К. Искусство саков Семиречья // Сквозь века. – М.: Знание, 1986. – С. 21-28.
Жумабекова Г.С., Базарбаева Г.А., Онгар А. Есiк. Иссык. Esik. – Алматы: Таймас, 2011. – 200 с., илл.
Самашев З., Толеубаев А., Джумабекова Г. Сокровища степных вождей. – Алматы, 2004. – 176 с.

Дата размещения: