Конфликт из-за дороги, которую хотели проложить через средневековое городище Тальхиз, улажен пока не в пользу ее строителей. Однако статус городища как объекта всемирного наследия висит на волоске. Репортер Азаттыка побывал в Тальхизе вместе с мониторинговой комиссией Комитета ЮНЕСКО.

 

К южной окраине города Талгар (в 25 километрах от Алматы) примыкает территория, на которой археологи еще в прошлом веке нашли следы крупного средневекового города, существовавшего в 8–13-м веках. Систематические раскопки там ведутся с 1970-х годов. В этом городе Тальхиз, как утверждает академик Карл Байпаков, проживало до восьми тысяч человек. Находки археологов на территории Тальхиза интересны, — например, выявлены фундаменты нескольких строений, мощенная булыжниками улица. Найдено и множество артефактов, среди которых медное блюдо с изображением крылатых сфинксов, различные светильники, караханидские монеты.

В 2014 году Тальхиз вошел в список всемирного наследия ЮНЕСКО через совместную номинацию «Великий шелковый путь в Чанъань-Тянь-Шаньском коридоре». В нее входят 33 средневековых городища на территории Китая, Казахстана и Кыргызстана. Большая часть — в Китае. Казахстанская часть — восемь городищ.

В центре скандала Тальхиз оказался после того, как по территории городища строители по заказу акимата Алматинской области начали прокладывать кратчайшую дорогу к одному из спортивных объектов предстоящей Универсиады. Строить начали в 2014 году. В непосредственной близи от городища соорудили мост под эту дорогу.

6На 40-й сессии Комитета всемирного наследия в Стамбуле (в июле 2016 года) было принято решение рекомендовать немедленно прекратить строительство дороги через городище, разработать альтернативный проект, демонтировать построенный мост.

Но дорожники не думали отступать. Строительство было остановлено лишь распоряжением заместителя премьер-министра Казахстана Имангали Тасмагамбетова. 27 октября на выездном совещании на самом городище он распорядился прекратить здесь строительные работы и засыпать уже вырытую под полотно дороги траншею.

Нарушения по охране городища привлекли внимание Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО. В текущем году мониторинговые комиссии Комитета ЮНЕСКО приезжали в Тальхиз дважды — в марте и в ноябре текущего года. В марте в ее состав входила только Наталья Душкина — профессор из Москвы, эксперт Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ICOMOS). В начале ноября она приехала снова, но уже вместе с господином Фэнгом из Китая.

7«МЫ ЖИВЕМ В ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ…»

К приезду мониторинговой комиссии 7 и 8 ноября полностью закопали траншею под автодорогу, вырытую ранее через городище. Как удалось узнать из расспросов рабочих, справились с этим за пять дней и закончили работу всего через неделю после распоряжения Имангали Тасмагамбетова.
К приезду комиссии на стенде около входных ворот на севере вывесили баннер с информацией об объекте. Две недели назад там никакого баннера не было, а еще раньше — висели какие-то обрывки. Установили три дополнительных стенда с аналогичными баннерами в разных местах по границе памятника. Поправили ограждение в тех местах, где оно было завалено. Но вот домашний скот как пасся на территории, так и продолжает пастись. Хотя это мелочь по сравнению с более серьезными нарушениями, сказала член комиссии Наталья Душкина.

Более серьезные нарушения Наталья Душкина отметила еще во время своего мониторингового визита в марте нынешнего года. В отчете по нему рекомендовано сделать дорогу в объезд городища, а мост через Талгар, который построили для этой дороги, разобрать. Более полугода эту рекомендацию игнорировали.

По замечанию Натальи Душкиной, пока стоит этот мост, существует опасность, что дорогу могут всё же проложить через городище. Тут же вставил реплику сопровождающий мужчина из числа госслужащих (представиться репортеру Азаттыка он позже отказался).

— Такой нет опасности, мы же гарантию даем.

— Ну не знаю, мы живем в постсоветском пространстве… — начала и не закончила фразу Наталья Душкина.

В марте Наталья Душкина отметила также активное строительство частных жилых домов в непосредственной близости от границы Тальхиза. И это сделано вопреки тому, что в 2013 году вблизи охранной зоны разрешено строить только сооружения не выше одного этажа. Комиссия же увидела двухэтажные особняки, диссонирующие по архитектуре, цвету с объектом всемирного наследия. При этом отмечено, что при рассмотрении заявки о включении Тальхиза в список всемирного наследия этих коттеджей не было. В мартовском отчете было рекомендовано объявить мораторий на новое строительство вблизи границ памятника и рассмотреть вопрос об удалении этих строений. Новые коттеджи с того времени не появились, но и имеющиеся, похоже, сносить не собираются.

ОЖИДАЮТСЯ ОТЧЕТ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Репортеру Азаттыка удалось узнать у члена мониторинговой комиссии Натальи Душкиной, когда появится отчет о новом мониторинге.

— Месяца через полтора. К концу этого года или началу следующего. Он будет сначала рассматриваться международными организациями. Будут выработаны рекомендации по итогам визита по всем восьми городам (из казахстанской части номинации «Великий шелковый путь в Чанъань-Тянь-Шаньском коридоре». — А. А.) и по Талгару.
— Что может ожидать эту номинацию?
— Я думаю, когда серийная номинация, есть два пути. Объявить памятник наследия в опасности. Я говорю абстрактно, не применительно к этому месту. И второе — в серийной номинации может быть звено вынуто. Но при этом надо учитывать, что всемирная универсальная ценность для всей серии снижается. То есть наносится ущерб этой серии.

НЕПОПРАВИМЫЙ УРОН

Комиссию во время посещения и осмотра городища Тальхиз сопровождал и академик-археолог Карл Байпаков — один из специалистов по средневековым городам юга Казахстана. Он же председатель казахстанского комитета всемирного наследия. Карл Байпаков — один из тех, кто активно выступал против намерений проложить дорогу через городище. По словам академика, тем, что была прорыта траншея под полотно дороги, памятнику нанесен непоправимый урон.
Надо раскапывать, согласовывая и с ЮНЕСКО. Копать то, что необходимо, чтобы понять лучше структуру города, топографию.
Хотя траншею и закопали, культурный слой переместили, и полоса, где она проходила, теперь мертвая зона для археологии. Карл Байпаков отметил, что археологам здесь работы еще на десятки лет, так как территория городища изучена только процентов на десять.
— Археология — медленная наука. Помпеи раскапывали 250 лет, и каждый год раскапывают что-то новое и новое. Но надо раскапывать, согласовывая и с ЮНЕСКО. Копать то, что необходимо, чтобы понять лучше структуру города, топографию, — говорит он.
Из общения с другим сопровождавшим комиссию археологом из Алматы, Арнабаем Нуржановым, стало известно, что на раскопки городища уже третий год не дают денег: финансирование прекратилось после окончания программы «Культурное наследие».

Источник: http://rus.azattyq.org/a/gorodische-talkhiz-tumannoe-buduschee/28105700.html