2351

Обзор

Джумабекова Г.С., Базарбаева Г.А. О традиции установки стел в культуре населения сакского времени казахских степей. // История и археология Семиречья. Сборник статей и публикаций. Вып. 5. Алматы: 2017. С.127-142.
Статья построена на наблюдениях, полученных в ходе изучения памятников, расположенных в различных регионах нашей родины – Казахском Алтае, Жетысу и Тургае. Исследование объектов со стелами проводились при участии авторов на протяжении полевых сезонов 2009, 2013–2017 гг. В 2009 г. в составе Восточно-Казахстанской археологической экспедиции Института археологии им. А. Х. Маргулана под руководством З. Самашева авторами исследовались два объекта в Майемерской степи (Джумабекова, Базарбаева, 2011). На вершине крупного кургана (№ 1) некогда был установлен оленный камень (Самашев и др., 1998; Марсадолов, Самашев, 1999). В 2013-2016 гг. экспедицией Института археологии им. А. Х. Маргулана под руководством А. З. Бейсенова при участии авторов и коллег из научно-исследовательского центра Лигабуе (Венеция, Италия) раскопками и разведками исследовались памятники в окрестностях с. Каспан, в долине р. Быжы (Биже). Здесь также в двух объектах, представляющих собой курганы древней элиты, были выявлены стелы, находившиеся и на вершине, и в пространстве у могильной ямы (Бейсенов и др., 2015; Жұмабекова, Базарбаева, 2016; Beisenov et al., 2017). В 2015–2017 гг. экспедицией Института археологии им. А. Х. Маргулана под руководством авторов исследовались объекты в окрестностях с. Ашутасты, близ г. Аркалыка (Бейсенов, Джумабекова, Базарбаева, 2015; Жұмабекова, Базарбаева, 2016; Базарбаева, Джумабекова, 2016; 2017; Базарбаева, Жұмабекова, Байдалы, 2016; Jumabekova, Bazarbayeva, 2017). Результатом исследований стало две стелы, одна антропоморфная стела и изваяние.
Таким образом, в предлагаемой статье обобщены данные нескольких лет полевых исследований и опыт, полученный в результате изучения традиции установки каменных стражей – молчаливых свидетелей давно ушедших эпох.

Дата размещения: