Статьи
СЕМИРЕЧЕНСКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ БРОНЗЫ
1666
Обзор
Байпаков К. М. Семиреченские художественные бронзы // Археологические вести. №8., 2001. С. 151-159.
АННОТАЦИЯ:
Название семиреченские художественные бронзы применимо к комплексам изделий из бронзы, куда входят светильники, курильницы, котлы, жертвенные столы. Обычно эти изделия находят как клады, которые происходят, главным образом, из района Семиречья: Илийская долина, Иссык-Кульская котловина и реже долин рек Чу и Таласа. Датируются бронзы эпохой ранних кочевников - саков и усуней, обитавших здесь с VIII в. до н. э. по IV в. н. э. Однако данные изделия изготавливались в более узкий промежуток времени - во второй половине I тыс. до н. э. Находки бронз связаны с древними святилищами, расположенными в живописных укромных местах: в предгорьях и горных ущельях. Культовый характер вещей предполагает сложную семантику скульптурных изображений на них. Центральное место в триаде изделий (светильник, котел, жертвенный стол) бесспорно принадлежало светильникам, каждый из которых был индивидуален и насыщен изображениями, слагаемыми в определенные композиции. В данной статье публикуются три из них, найденные на территории Большой Алматинки. Хищники на двух светильниках (рис.1,3:3) изображают, скорее всего, тигров или барсов - представителей фауны Семиречья и Восточного Туркестана. Тигры обитали в предгорьях и долинах рек, барсы - в горах. Образы этих зверей характерны для искусства, фольклора и мифологии народов Евразии. Они выполняли функции оберегов и защищали пространство, мир саков со всех сторон. По два-четыре тигра, барса, леопарда или льва изображались на городских воротах, по углам буддийских монастырей, по сторонам тронов, по периметру савроматских алтарей и, в данном случае, на углах или в центре чаши светильника. Известно также, что образы тигра и хищников носили и космогонический характер. Тигры охраняли границы Космоса, этот образ был связан с культом огня, в нем воплощались планетарные огни и бог огня - Агни. В хотано-сакском языке тигр - “рассвет”. Таким образом, становится понятным назначение светильников и изображений на них, как ритуальных предметов, связанных с огнем, солнечным светом и календарными циклами времен года. Светильник с центральным изображением всадника, но спешенного и сидящего, был найден в Иссыке (рис. 2). Блюдо диаметром 25,5 см укреплено на ажурной подставке высотой 18 см. Человек сидит в позе лотоса и держит сосуд в правой руке, левая - опущена на бедро. Он одет в короткий кафтан, правая пола которого запахнута над левой. На голове - шапка шлемообразной формы с вертикальным полуовальным козырьком, плотно охватывающая голову и шею. С правой боковой стороны шапки, начиная от козырька, прослеживается рельефный орнамент в виде ломаной зигзагообразной линии. Лицо - с горбатым носом, переносица отсутствует. Глаза - каплевидные, рот обозначен горизонтальным углублением, над верхней губой - пышные усы. Фигурка прикреплена нижней частью к блюду с помощью вертикального штифта и вращается вокруг своей оси. Лошадь показана стоящей, со слегка опущенной мордой, взнузданной ременной уздечкой с псалиями. Челка - короткая, грива подстрижена или заплетена так, что конец ее свисает с одной стороны. Длинный хвост лошади закручен на конце в фигурный узел и связан. В области спины имеется отверстие подпрямоугольной формы, со стороны живота металл отсутствует. Фигурка подвижна, качается из стороны в сторону. С обратной стороны блюда напаяно по два бронзовых вертикальных налепа в виде ушка, между которыми вставлена подставка и укреплена с помощью штифта. Ажурная подставка конусовидной формы имеет 20 арочных отверстий. Конкретное толкование сюжета, конечно же являющегося иллюстрацией определенного мифа, затруднено. Можно лишь видеть в изображенном Митру на вершине Мировой горы. И еще один светильник из района Большой Алматы также состоит из двух частей - ажурной подставки высотой 22,4 см и блюда диаметром 39 см с бортиком (рис. 3). В центре его расположена композиция из пяти фигур животных: горного козла, двух волков и двух воронов. Горный козел убит и лежит на боку. Его ноги с копытами вытянуты. Рога козла саблевидной формы изогнуты.