Монографии
Казахское народное прикладное искусство. – Алма-Ата: Өнер. – T.I.
- Категория: Монографии
- Автор: Маргулан Алькей
- Страницы: 256
- Год: 1986
- Скачать
4165
Обзор
Академик Академии наук Казахской ССР А. X. Маргулан (1904 – 1985) – старейшина казахских археологов и историков, многолетние исследования которого отличались размахом и широтой, подготовил книгу «Казахское народное прикладное искусство» и два альбома к ней, которые познакомят с произведениями народных мастеров.
Данная работа А. X. Маргулана относится к исследованиям, которые обычно оцениваются как своего рода этап, обобщающий труд, призванный стать основой для будущих, более детальных научных изысканий.
В книге автор выступает как археолог и этнограф. В сфере его внимания находились также такие бесценные источники, как рисунки художников, работавших, начиная со славных времен академических экспедиций Петра Великого, на территории расселения казахов. А. X. Маргулан изучил в фондах библиотек и музеев старинные альбомы рисунков и фотографий, и они позволили ему воссоздать то, что казалось ранее невозвратимо утраченным.
Его исторические изыскания отличаются полнотой и представляют собой самостоятельную ценность – все сколько-нибудь значительное из опубликованного ранее, где содержатся сведения о народном искусстве казахов, старательно выявлено им и представлено в специальной главе, посвященной характеристике источников.
А. X. Маргулана отличает подчеркнуто уважительное отношение к каждому из его предшественников по сбору материалов и изучению казахского народного прикладного искусства. Каким бы ни был вклад в это дело кого-то из исследователей, путешественников, писателей или любителей-собирателей, всем им воздается должное и выражается признательность.
Книга академика А. X. Маргулана многопланова. В ней он вначале достаточно подробно рассматривает то, что, в сущности, как раз обусловило развитие и формирование характерного народной прикладного искусства казахов – структуру их экономики, сыревые богатства, торгово-экономические и культурно-этнически связи, своеобразие национальных традиций быта и хозяйствование складывавшихся веками, природное окружение и его особенности. Что касается образцов и разновидностей самого прикладного искусства, то обширные материалы его, как собранные относительно недавно самим А. X. Маргуланом, так и хранящиеся в фондах музеев, тщательно систематизированы и описаны им. В книге и альбомах широко представлены изделия из металла, дерева, кости, войлока, ткани и кожи – всевозможная расписная и резная утварь, одежда, ковры, вышивки, ювелирные изделия. Все это бесценное художественное наследие казахского народа становится благодаря труду А. X. Маргулана всеобщим культурным достоянием нашей многонациональной страны.
Речь в данном случае, действительно, идет не только о введении в научный оборот с любовью подобранных и описанных образцов живого творчества талантливых умельцев. Эта бесценная сокровищница мастерства представляет исключительный и самый широкий общественный интерес. Созданное в недрах народных должно стать достоянием не только и не столько узкого круга специалистов, а щедро вернуться к самому народу, чтобы способствовать новому взлету народного творчества. Как представляется, именно в этом, в первую очередь, цель и значимость настоящего труда академика А. X. Маргулана.
Широта его научных интересов в истории и археологии, этнографии и фольклоре позволили А. X. Маргулану рассматривать прикладное искусство своего народа в широком спектре составляющих его компонентов. Как знаток древних культур Казахстана и соседних с ним среднеазиатских республик, он представил дальнюю по истокам историческую ретроспективу, иначе говоря, показал глубинные корни, к которым восходит национальное казахское прикладное искусство. В такой постановке проблемы и предложенного решения ее заключен значительный смысл, она оправданна, а главное – плодотворна. А. X. Маргулану при его историко-археологических экскурсах и аналогиях удалось, насколько позволяли выявленные материалы, проследить, как далеко в глубь времен уходит зарождение определяющих тенденций в развитии народного искусства, показать его устойчивость и неистребимую жизненную силу. Подобный ретроспективный, естественный для историка и археолога угол зрения заставляет задуматься над тем, что, в конечном счете, обуславливает сохранение непрерывности традиций художественного творчества, цепкую приверженность определенным канонам всех истинно народных мастеров, которые бережно, из поколения в поколение, передавали это освященное суровым вековым отбором самое сокровенное из материальных и духовных ценностей.
Все дело, очевидно, заключается в том, что образцы прикладного искусства определяют собой не только объекты исключительного по совершенству, виртуозного технического мастерства, что всегда вызывало изумление и особо ценилось как современниками, так и представителями последующих поколений, которые стремились продолжать, наследовать, закреплять и беречь достижения предков. Не следует забывать и того, что изделия народного творчества в целом или в отдельных наиболее существенных элементах как произведения художественно значимые могли воспринимать в качестве носителей и хранителей важного семантического содержания. Прикладное искусство – живое лицо, своеобразная визитная карточка его созидателей. В творениях его отражаются дела и мудрость народа, его характер и образ жизни, способы хозяйствования, мысли и чувства, реальная повседневность. Именно поэтому прикладное искусство, однажды, пусть даже тысячелетия назад, возникнув, остается жить и далее будет жить, пока существует на земле сам народ, прародитель его и хранитель.
Книга А. X. Маргулана подтверждает такие размышления, и в том нет ничего удивительного, поскольку эволюция и трансформация народного прикладного искусства воссоздается и рассматривается им с широким привлечением сведений из области ранней истории, археологии, этнографии и фольклора. Хронологический диапазон экскурсов его впечатляющ и эффектен – зондаж поисков истоков определенных тем в искусстве казахского народа начинается в бронзовом и даже, по отдельным моментам, в каменном веке, проходит через периоды племенных объединений степных кочевников и их первых государств, а завершается в современности. Вряд ли поэтому будет преувеличением сказать, что работа академика А. X. Маргулана с исследовательской и описательными частями и приложенными к ним альбомами воспринимается как своего рода энциклопедия казахского прикладного искусства, как уникальное по полноте и сводное по характеру собрание шедевров народного художественного творчества. Значимость труда А. X. Маргулана заключается не только в том, что становятся общенациональным культурным достоянием бесценные сокровищ, а народа, которые создавались в череде веков выдающимися мастерами и не только в том, что эти богатства, творения золотых рук и острого ума талантливых художников, наконец, встанут теперь в рабочий строй и сослужат добрую службу на ниве просвещения. Не меньшая важность книги в определении оптимального по плодотворности направления в исследованиях, которые она призвана стимулировать и вдохновлять при обращении к сложным проблемам, связанным с изучением национального прикладного искусства.
В. Е. ЛАРИЧЕВ, доктор исторических наук