Категория: Монографии
Страницы: 328
Год: 1980


Скачать

2374

Обзор

Автор Айдын Жунисханов

Шер Я.А. Петроглифы Средней и Центральной Азии. М.: Наука. 1980 г. 328 с.
В книге представлена большая серия комплексов наскальных рисунков с территории Памиро-Алая, Тянь-Шаня, Алтая, Саян и Минусинской котловины. Впервые подробно рассмотрены теоретические и методические проблемы изучения петроглифов. Эксперимент по классификации стилистических групп рисунков с помощью ЭВМ, изложенный в книге, является первой попыткой подобного анализа памятников первобытного искусства. На основании изменчивости стиля сделана попытка определения хронологии петроглифов. В книге также рассматриваются некоторые вопросы семантики сюжетов наскальных рисунков.
Редактор Л. С. Ефимова.
Младший редактор Т. Н. Толстая.
Художник Л. С. Эрман.
Художественный редактор Э. Л. Эрман.
Технический редактор 3. С. Теплякова.
Корректоры В. Н. Багрова и Э. Н. Раковская

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие — 3
Введение — 8
1. Методы исследования — 8
2. Материал и источники — 12
3. Территория — 14

Глава I. От догадок к науке — 16
1. Первые открытия — 16
2. Начало научных исследований — 18
3. Новые идеи и методы — 21

Глава II. Очерки теории — 25
1. К проблеме языка первобытного искусства — 25
1.1. Образное «разноязычие» — 26
1.2. Изобразительные инварианты — 28
1.3. Содержательные и стилистические элементы — 32
1.4. Изменчивость стиля во времени — 33
1.5. Стиль и иконография — 36
1.6. Связь стиля и содержания — 38
1.7. Стиль и дата — 39
1.8. План содержания и план выражения — 41
1.9. Иконография — 42
2. Язык и метаязык — 43
2.1. Визуальное суждение 43
2.2. Роль профессионального тезауруса — 45
2.3. Образ и слово — 45
2.4. Неосознанное визуальное суждение — 46
2.5. Образы и знаки — 48
3. Алгоритм типологизации — 50
3.1. Формализация языка описания — 50
3.2. Список признаков — 51
3.3. Показатель сходства — 55
3.4. Выбор алгоритма — 55
3.5. Описание алгоритма — 57
3.6. Интерпретация — 58

Глава III. Очерки методики — 60
1. Методика полевого исследования — 60
1.1. Поиски петроглифов — 60
1.2. Индексирование и топография — 51
1.2.1. Фигура — 62
1.2.2. Грань — 62
1.2.3. Комплекс — 63
1.2.4. Топография — 63
1.3. Методика описания петроглифов — 64
1.3.1. Универсальное и целенаправленное описание — 64
1.3.2. Структура универсального описания — 65
1.4. Методика копирования петроглифов — 67
1.5. Фотографическая фиксация — 71
1.5.1. Художественное фотографирование — 71
1.5.2. Документальное фотографирование — 73
1.5.3. Техническая съемка — 75
1.5.3.1. Стереофотография — 75
1.5.3.2. Спектрозональные съемки — 77

Глава IV. Петроглифы Средней Азии — 79
1. Памиро-Алай — 79
2. Западный Тянь-Шань — 95
3. Центральный Тянь-Шань — 102
Внутренний Тянь-Шань
4. Северное Притяньшанье — 113
5. Джунгарский массив — 118

Глава V. Петроглифы Саяно-Алтая — 121
1. Тарбагатай, Чингиз-тау, верховья Иртыша — 121
2. Горный Алтай — 122
3. Монгольский и Гобийский Алтай — 126
4. Западные Саяны — 128

Глава VI. Петроглифы Минусинской котловины — 139

Глава VII. Очерки хронологии — 170
1. Некоторые общие замечания — 170
1.1. Стратиграфия — 170
1.2. Пустынный загар — 172
1.3. Техника и следы инструмента — 173
1.4. Сюжет и стиль — 174
1.5. Теория неравномерного распространения первобытного искусства — 176
2. Каменный век — 181
2.1. Средняя Азия — 181
2.2. Центральная Азия — 185
2.2.1. Реализм и схематизм — 185
2.2.2. Ангарский стиль — 187
2.2.3. Минусинский стиль — 190
2.2.4. Антропоморфные фигуры — 193

3. Эпоха бронзы. Средняя Азия — 194
3.1. О хронологических привязках изображений повозок иколесниц — 197
3.1.1. Моноцентризм и полицентризм — 198
3.1.2. Колеса, спицы и хронология — 200
3.1.3. «Планы» н «профили» — 202
3.1.4. «Битреугольный» стиль — 205
3.1.5. «Битреугольный» стиль и повозки — 208
3.1.6. Централизованные колесницы — 211

4. Эпоха бронзы. Центральная Азия — 216
4.1. Петроглифы и окуневская культура — 216
4.1.1. Плиты с рисунками — строительный материал — 217
4.1.2. Неоднородность окуневских стел — 219
4.1.3. Стела из Знаменки и плита из Разлива — 223
4.2. «Маски» Мугур-Саргола и Бижиктиг-Хая — 229
4.3. Искусство андроновской и карасукской культур Средней и Центральной Азии — 232

5. Петроглифы в искусстве ранних кочевников — 239
5.2. Скифская «триада»: общее или особенное? — 239
5.3. Центры и их предшественники — 241
5.4. Ранний этап звериного стиля — 243
5.5. Абсолютная дата раннего этапа — 247
5.6. Петроглифы развитого звериного стиля — 249

6. Гунно-сарматское время — 251

7. Петроглифы тюрко-монгольского времени VI—XIII вв. — 254

Глава VIII. Очерки семантики — 257

1. Петроглифы и ритуально-мифологические моделирующие системы — 259
2. «Прочтение» или догадка? — 261
3. Конь у мирового дерева — 265
4. Мать-прародительница — 270
5. Земные и «небесные» колесницы — 277
5.1. Плуг или повозка? — 277
5.2. Календарь земледельца? — 279
5.3. «Чудесные» упряжки — 281
5.4. Общие черты «чудесных» упряжек — 281
5.5. Основания к объяснению сюжета — 282
5.6. Непарные упряжки в текстах — 283
6. Стрекало — атрибут божества — 285

Заключение — 287

Список литературы — 290Список сокращений — 312
Указатель имен — 314
Указатель названий и местонахождений памятников — 316
Предметный указатель — 321

Дата размещения: